Бани в средневековой Европе

Бани в средневековой Европе

Влияние христианства на страны Европы заметно усилилось после падения Римской империи. Изменения коснулись всех сфер жизни: сказалось это и на традициях, связанных с купанием.

Уничтожая языческие римские обычаи принимать банные процедуры, было принято решение превращать эти заведения в храмы. Попытка искоренить традиции не увенчалась успехом. В Средневековье европейская общественность открыла для себя турецкий хамам: привезли этот новый обычай омовений с Востока крестоносцы.

Постепенно развивалась культура посещения купален. Скандинавские и европейские страны создавали свои уникальные места для купания. Общественные бани становились центром культурной и социальной жизни в XIII-XVI веках.

В тот период существовал запрет на одновременное посещение бань представителями мужского и женского пола: ввели разные дни посещения купален для мужчин и женщин. В обход запретов в помещениях бань периодически устраивались кутежи: участников оргий не пугало распространение эпидемий и венерических болезней.

Любопытный факт: в эпоху Средневековья желающий содержать такое общественное заведение был обязан купить лицензию. Это было требованием городских властей. Также можно было арендовать право на приобретение подобной лицензии либо получить такое разрешение в наследство. Банное дело приносило серьезную прибыль и способствовало оздоровлению людей.

Состоятельные горожане, заботясь о благотворительности, нередко дарили возможность открыть баню школам, больницам и монастырям. Монастыри способствовали активному строительству общественных бань поблизости от природных горячих источников с целебной водой.

Банщик считался самой значимой фигурой в таком заведении. Владельцы банных лицензий издавна предпочитали нанимать грамотных и ответственных людей для исполнения обязанностей банщика. Круг задач его включал присмотр за купанием, растопку бани. Повсеместно рос спрос на должность банщика, желающих выполнять эти обязанности становилось все больше.

Растущая популярность банного дела привела к образованию профсоюзов и гильдий. Люди, профессионально владеющие искусством поддерживать купальни в надлежащем виде и руководить процессом, объединялись не только для обмена опытом. В таких союзах разрабатывались строгие правила касательно финансовых вопросов работы заведений, появлялись предписания по моральной стороне посещения купален. Чтобы получить квалификацию банщика, сдавались особые экзамены: экзаменаторами выступали представители медицины тех лет.
К претендентам на место профессионального банщика выдвигались определенные требования. На должность выбирались мужчины старше 15 лет с хорошим здоровьем. Также нужно было уметь читать и писать, знать арифметику, свободно владеть латынью и немецким языком.

Банщики считались умелыми мастерами: им вменялось в обязанности не только присматривать за купающимися, но и своевременно заготавливать дрова, топить печь, стирать банные полотенца.

Церковь лояльно относилась к купанию в банях, ибо так люди соблюдали гигиену. Все поменялось после XIV века: общественность изменила отношение к бане под влиянием церковных властей, которые осуждали распространение таких заведений. Владельцы бань обвинялись в превращении купален в увеселительные места, это якобы способствовало распространению эпидемий и болезней. Как утверждают некоторые источники, уже в начале прошлого столетия сложно было найти помывочную даже в крупных городах. И только лишь в некоторых скандинавских странах, Прибалтике и на Севере России традиция мыться в бане сохранилась до наших дней.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *